В России известны два типа парных упряжек: дышловая и русская оглобельная. Парная упряжка дышловая появилась в начале семнадцатого века, пришла к нам из Западной Европы, после польско-литовского нашествия на Русские земли. Она и теперь применяется во многих регионах России, в основном на западных и южных землях. Намного раньше появилась оглобельная русская парная упряжка. Она, пожалуй, на Руси нашла наибольшее распространение. Применялась, главным образом, в Центре России, однако на сегодняшний день практически исчезла. Именно об этой упряжке, очень популярной в свое время и имеющей историческую ценность, мы и расскажем.
В основе русской парной упряжки лежит одиночная русская упряжка. Главными составными частями такой упряжки являются: хомут с гужами, две оглобли и дуга. Необходимость в русской парной упряжке возникла с применением в крестьянском хозяйстве тяжелого плуга. Если соху или легкий плуг (косулю) могла тянуть одна лошадь, то тяжелый плуг ей одной оказался не по силам. Тяжелые плуги были распространены преимущественно на юге России, для их тяги применялась в основном двуконная, либо трехконная постромочная упряжка. В средней же полосе России, были распространены более легкие плуги, и для них применялась оглобельная упряжка, но с использованием добавочной лошадиной силы, т.е. к одноконной упряжке припрягали вторую лошадь. При этом основную лошадь (коренную) запрягали таким же образом, как и в одноконной упряжке, а сбоку, обычно слева, к ней припрягали при помощи двух постромок вторую. Таким образом, упряжка коренной лошади (коренника) является оглобельной дуговой, а упряжка пристяжной лошади является постромочной бездуговой.
Хомут у пристяжной лошади более легкий, чем у коренной, поэтому его называют иногда хомутиком. На нем находятся так называемые мочки (петли) из узкого ремня, к мочкам прикрепляются постромки, сделанные из ремней или канатов. Именно за пару постромок и тянет пристяжная лошадь плуг, прилагая усилия к хомуту. На другом конце постромок имеются петли. При помощи этих петель постромки надеваются на концы валька, который представляет из себя свободно поворачивающийся деревянный брусок. Средней частью валек подвешивается на крюк ваги. Вага же неподвижно укреплена поперек передней части плуга. Иногда вместо хомутика применялась, так называемая, шорка, которая представляла из себя два широких ремня с подкладками – плечевого (шейного) и грудного. Ремни соединялись двумя металлическими кольцами, к которым прикреплялись постромки, и двумя косыми ремнями.
Оглобельно-постромочная запряжка с шоркой. Фото: Pete Markham
Пристяжная лошадь, в отличие от коренной, не может служить для поддержания или изменения направления движения и торможения, а только лишь тянет плуг или повозку. Иногда на холку пристяжной лошади накладывают пристяжную седелку с подпругой. Ее так же называют пристяжным троком. Она, в отличие от седелки коренной лошади, не предназначена для нагрузки, а только для поддержания привожжека (одиночной вожжи), при помощи которого управляют пристяжной лошадью, и правой постромки. На левой стороне подпруги находится металлическое кольцо, в которое продевается привожжек, а на правой – ременная петля, в которую пропускается постромок.
Пристяжная шлея, в отличие от шлеи для коренника, имеет с обеих сторон карманы или мочки для постромок, вместо мочек для оглобель. Пристяжная узда практически такая же, как и у коренника. Здесь вместо вожжей применяется привожжек. Одним концом он пристегивается к левому к левому кольцу удил, а другой находится в руках у пахаря. Поводком является особый ремень, который называется чумбур, он крепится к правому концу удил. Чумбур применяется для того, чтобы привязать пристяжную лошадь к левой оглобле коренника, либо для привязывания лошади к коновязи на стоянке.
Во время пахоты коренная лошадь шла по вспаханной борозде, а пристяжная лошадь по непаханному полю слева от коренника, т.к. при вспашке земля отваливается плугом вправо, на борозду. Пахарь шел за плугом, по вновь образованной борозде. Для того, чтобы упряжь не перекашивало, тягу делали симметричной, для этого оглобли располагали с правой стороны плуга, а постромки с левой стороны. Кроме парной русской упряжки, применяемой в сельскохозяйственных целях, с начала восемнадцатого века, стала применяться и парная ездовая упряжка.
В парной ездовой упряжке была несколько иная система крепления оглоблей, т.к. вышеописанная оказалась непригодной. Дело в том, что повозка не имела системы торможения и во время спуска с горки, коренной лошади приходилось прикладывать сдерживающее усилие, а т.к. приложение его было несимметричным, то повозка накатывалась левой стороной вправо, что заставляло коренника сбиваться в правую сторону. Лошадь при этом инстинктивно принимала положение полуоборота влево, а повозка вслед за ней сбивалась в левую сторону, таким образом шла зигзагом. Кроме того, толчки в более удаленное от оглобель колесо сильно сказывались на кореннике, что вело к тому, что на неровной местности лошадь сбивалась с прямого направления.
Поэтому для езды по дороге, более применимо расположение оглобель по обе стороны симметрично плоскости повозки. Но это тоже не лучший вариант, т.к. тяговая сила пристяжной лошади действует лишь с левой стороны повозки и стремится развернуть ее в правую сторону, т.е. сторону коренника. При этом его силы тратятся не только на тягу, но и на сопротивление давления вправо, в результате нерационально тратятся усилия лошади.
Постромочная запряжка с хомутом. Фото: Ealdgyth
Для того, чтобы облегчить труд коренника, валек в повозке прикрепили впереди ее передней оси, заставив пристяжную лошадь тянуть несколько в сторону. При этом уменьшается поворот вправо и наваливание оглобель на коренную лошадь.
Целесообразнее всего тягу пристяжной лошади необходимо было бы направить через вертикальную ось, проходящую через центр передней оси повозки. Такая ось называется шкворень и служит для поворота передней оси колес повозки. Но и это не идеальный вариант, т.к. при этом тягловая сила пристяжной лошади, направленная вперед, уменьшается. Для такой припряжки пристяжной лошади нужно подобрать длину чумбура и отрегулировать натяжение привожжека. При этом вид пристяжной лошади становится очень изящно-красивым, т.к. голова ее отворачивается в сторону и вниз, то есть, как бы завивается в кольцо. Пристяжная лошадь чаще всего находилась слева от коренника, но могла располагаться и справа.
Такую несимметричную парную упряжку стали называть упряжкой «на отлет». Она выглядела очень эффектной и быстрой, поэтому получила большое распространение по всей России. Извозчики и богатые люди стали украшать их при помощи колокольчиков и фигурных головок , которые помещали на пристяжную седелку. Например, Н. Лесков так описывает упряжку орловского губернатора П. И. Трубецкого: «А ездил Князь большею частью по-русски, то есть парой, с пристяжной: рысак в корне и залихватский, в кольцо изогнувшийся скакун в пристяжке» (Н. С. Лесков. Умершее сословие. Из юношеских воспоминаний)».
Такие упряжки были очень резвыми. Для них даже устраивались специальные соревнования. Пристяжные лошади подвергались специальной выездке, процесс этот был довольно трудоемким, зато поразительным, настолько гармонично смотрелась эта пара: рослый коренник, идущий размашистой рысью, и легкая пристяжная лошадь в размеренном галопе с изящным склоном головы.
Парная упряжка «на отлет» широко применялась также помещиками, извозчиками, пожарными, полицейскими, на ней перевозили почту. Крестьянские хозяйства также использовали ее в своем обиходе, в рабочем и выездном вариантах.
Именно русская парная упряжка составляла основу легендарной русской тройки, о которой мы как-нибудь тоже расскажем.
Денис Ефимов, специально для Natureworld.ru
Автор вступительного (первого) фото: Fancyc |